Бонна

Коррекционно-развивающая программа для подростков «Пойми себя»

Коррекционно-развивающая программа "Пойми себя" предназначена для подростков. Особенности переходного возраста, а также сложные условия, в которых происходит взросление современной молодежи: нестабильность семейного института, размытость моральных ценностей, которые уже не являются твердой опорой для выстраивания собственной личности, диктуют необходимость специальных мер для развития и усиления «Я» подростка, формирования жизнеспособной личности, обладающей достаточными ресурсами для успешной адаптации в обществе.

Цель программы:

  • Создать для подростков альтернативную группу общения;

  • Создать условия для личностного роста подростков;

  • Развитие качеств личности подростка, способствующих успешной социализации и самореализации в жизни;

Задачи программы:

  • Создать условия для формирования стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентация в нем.

  • Расширение знания участников о чувствах и эмоциях, создание условий для развития способности безоценочного их принятия, формирования умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций.

  • Способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.

  • Способствовать осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения

Категория участников:

Тренинг рассчитан на подростков 11 – 15 лет. Дети младшего возраста еще не вступили в подростковый период поиска себя, и им сложно будет заниматься неактуальными для них темами.

Состав групп:

  • Оптимальная численность 10-15 человек;

  • Предпочтительно проводить занятия с учащимися из параллельных классов, но объединив их по возрастной категории или включать в группу участников с небольшой разницей в возрасте;

  • Или разделить класс на две подгруппы;

Место проведения: просторная аудитория, зал, в котором есть возможность свободного перемещения.

Форма проведения: групповые занятия. Программа рассчитана на 1 – 2 занятия в неделю, продолжительность 1 час (в случаях большой психологической игры на 2 академических часа с перерывом)

Каждое занятие состоит из трех частей:

  • Вводная часть (разминка).

  • Основная часть (рабочая).

  • Завершение.

Успех программы в большой степени определяется соблюдением специфических принципов работы группы:

  • принцип активности участников: члены группы постоянно вовлекаются в различные действия — игры, дискуссии, упражнения, а также целенаправленно наблюдают и анализируют действия других участников;

  • принцип исследовательской позиции участников: участники сами решают коммуникативные проблемы, а тренер лишь побуждает их к поиску ответов на возникающие вопросы;

  • принцип объективации поведения: поведение участников группы переводится с импульсивного уровня на объективированный; при этом средством объективации является обратная связь, которая подается с помощью видеотехники, а также других участников группы, сообщающих свое отношение к происходящему;

  • принцип партнерского общения: взаимодействие в группе строится с учетом интересов всех участников, признания ценности личности каждого из них, равенства их позиций, а также соучастия, сопереживания, принятия друг друга (не позволяется наносить удары «ниже пояса», загонять человека «в угол» и т.п.);

  • принцип «здесь и теперь»: члены группы фокусируют свое внимание на сиюминутных действиях и переживаниях и не апеллируют к прошлому опыту;

  • принцип конфиденциальности: «психологическая закрытость» группы уменьшает риск психических травм участников.

Средством решения задач тренинга служат групповые дискуссии, ролевые игры, психогимнастика. Их удельный вес меняется в зависимости от специфики целей группы. Именно эти приемы позволяют реализовать принципы тренинга, в основе которых лежит активный, исследовательский характер поведения участников.

Так, в ходе групповой дискуссии участники обучаются умению управлять групповым процессом обсуждения проблемы, а также выступать в роли рядового участника дискуссии: коммуникатора, генератора идей, эрудита и т.д. В процессе такой активной работы приобретается целый ряд групповых коммуникативных навыков.

В ролевой игре упор уже делается на межличностное взаимодействие. Высокая обучающая ценность ролевой игры признается многими психологами. В игре участники «проигрывают» роли и ситуации, значимые для них в реальной жизни. При этом игровой характер ситуации освобождает игроков от практических последствий их разрешения, что раздвигает границы поиска способов поведения, дает простор для творчества. Следующий за игрой тщательный психологический анализ, осуществляемый группой совместно с тренером, усиливает обучающий эффект. Нормы и правила социального поведения, стиль общения, разнообразные коммуникативные навыки, приобретенные в ролевой игре и скорректированные группой, становятся достоянием личности и с успехом переносятся в реальную жизнь.

Психогимнастика включает разнообразные упражнения, направленные на формирование комфортной групповой атмосферы, изменение состояния участников группы, а также на тренировку различных коммуникативных свойств, в первую очередь на повышение чувствительности в восприятии окружающего мира. Повышение такого рода чувствительности, лежащей в основе способности человека понимать других людей, иногда является основной целью программы.

Содержание программы комплексного роста

Наименование направления модуля

Общее содержание, целевое предназначение и наполнение модуля

Диагностический блок

Психодиагностика с применением специальных методик, необходимых для индивидуального планирования коррекционных мероприятий и объективной оценки эффективности и участия в программе (наблюдение, беседа, эксперимент,  контент-анализ, проективные методики)

Модуль «Команда»

Тренинги знакомства, упражнения, нацеленные на установление контакта ведущего и группы, снятию барьеров, созданию атмосферы доверия и сплочению группы, игры взаимодействия, тренинг командообразования.

Модуль «Красный квадрат»

Информационно-социальные игры, тренинги, другие мероприятия, стимулирующие выбор здорового образа жизни с отказом употребления ПАВ (психоактивных веществ: наркотики, алкоголь, никотин, токсические вещества)

Модуль «Властелин эмоций»

Развитие эмоциональной грамотности, коррекция овышенной тревожности, агрессивности, обучение навыкам эмоциональной саморегуляции, сеансы снятия сенсомоторного напряжения. Упражнения. Модуль посвящен расширению знания участников о чувствах и эмоциях, для развития способности безоценочного их принятия, обучению навыкам выражения собственных эмоций и чтения их у других людей.

Модуль «Я-это Я»

Развитие самосознания, принятия себя, позитивного самоотношения, погружение в собственный внутренний мир и ориентация в нем.

Модуль «Окна»

Коррекция личностных установок, социальных позиций, моделей социального взаимодействия, построение партнерских отношений, развитие ответственности

Модуль «В мире других»

Игры и упражнения на развитие толерантности в отношении разнообразия свойств и проявлений окружающих людей. Определении границ толерантности (насилие, наркотики, эффективной коммуникации, мотивации и неагрессивной защиты) Обучение навыкам конструктивного общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.

Модуль «Суд присяжных»

Ролевые игры, задачи, казусы для практического усвоения норм уголовной ответственности и правовой защиты по вопросам хулиганства, разбоя, воровства, грабежа, насилия, употребления, хранения и тоговли наркотиками и других форм противоправного поведения, а так же юридические права и обязанности граждан России

Модуль «Дорога в будущее»

Позитивное программирование будущего. Определение личностных параметров успешности. Визуальное программирование будущего. Создание условий способствующих осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения.

Модуль «Цивилизация»

Социальные игры, процессинги (игры-проживания) на развитие социальной адаптивности и социальной зрелости.

Модуль «Идеальный портал»

Развитие латерального мышления, то есть творческого мышления при выработке идей и возможных вариантов решения жизненных задач, творческого отношения к окружающему миру.  Эйдетика (развитие памяти, внимания, мышления)

Модуль «Сталкер»

Проведение тренинговых и спортивных  мероприятий вне аудитории: «веревочные курсы», «спортивное ориентирование», командные игры, мероприятия на развитие социальной активности

Модуль «Работа с родителями»

Консультирование родителей по вопросам коррекционных мероприятий для подростков, прояснение семейных отношений, помощь в гармонизации отношений с подростком

Программа предполагает параллельное и последовательное прохождение модулей. Параллельное прохождение модулей бывает необходимо потому, что подростки легче переносят чередование трудной для них глубоко личностной работы («Я-это Я», «Властелин эмоций», «Окна»), впитывание большого количества информации («Красный квадрат», «В мире других», «Суд присяжных»), если эти занятия чередуются с живыми, подвижными и при этом не мене полезными занятиями модулей «Сталкер», «Цивилизация»).

Записаться на коррекционно-развивающую программу «Пойми себя» можно позвонив по номерам телефонов: 8 (846) 990-36-38; 8 (987) 950-15-87.