Бонна

Коррекционная программа «Командообразование»

Школа — место, где ребенок проводит значительный период своей жизни и большую часть световых суток. И детям, как и взрослым, хочется учиться в комфортной и благоприятной обстановке, в коллективе, где есть друзья. В сплоченном классе всегда присутствует помощь и взаимовыручка. Ребята чувствуют себя надежно и уверенно. Они поддерживают друг друга в сложные моменты, стимулируют друг друга к учебе. И, конечно, педагогу с таким классом работать лучше, эффективнее. В дружных классах успеваемость всегда выше, чем в разрозненных. Создать необходимые установки, повысить и закрепить учебную мотивацию, помочь ученику найти свое место в коллективе и, наконец, способствовать созданию самого коллектива, желающего учиться, и учиться в конкретном учебном заведении, возможно с помощью тренинга командообразования.

Цель программы:

  • Формирование и усиление общего командного духа, путем сплочения группы (класса);

  • Развитие ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач

Задачи программы:

  • Создать для подростков альтернативные способы взаимодействия друг с другом;

  • Сформировать умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций;

  • Способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей;

  • Развитие качеств личности подростка, способствующих успешной социализации и самореализации в жизни

Категория участников: тренинг рассчитан на детей, учащихся в одном классе.

Состав группы: обязательное условие: для тренинга командообразование требуется присутствие всех ребят, учащихся в одном классе;

Место проведения: Просторная аудитория, зал, в котором есть возможность свободного перемещения.

Форма проведения:

Групповые занятия. Программа рассчитана на 1 – 2 занятия в неделю, продолжительность 1 час (в случаях большой психологической игры на 2 академических часа с перерывом)

  • Каждое занятие состоит из трех частей:

  • Вводная часть (разминка).

  • Основная часть (рабочая).

  • Завершение.

Успех программы в большой степени определяется соблюдением специфических принципов работы группы. Сплоченность команды складывается из многих компонентов, важнейшие из которых таковы:

  • Наличие общей цели, которая принимается всеми участниками и про которую им понятно, что она не может быть достигнута кем-то из группы индивидуально. Отношения выстраиваются по принципу «или мы все вместе выиграем, или все вместе проиграем».

  • Умение координировать действия для достижения общей цели. Каждый человек в отдельности, как бы он хорошо ни действовал, не сможет достигнуть командной цели, если он не будет соизмерять и координировать свои действия с действиями других людей.

  • Взаимное доверие, готовность оказываться в ситуациях, подразумевающих высокую степень неопределенности, включающих элемент совместного риска.

  • Положительный эмоциональный и мотивационный фон: заинтересованность в совместной деятельности и в общении друг с другом, увлеченность общим делом, азарт.

  • Соревновательность, но направленная не столько на членов своей команды, сколько на общего конкурента – например, на другую команду.

Таким образом наиболее результативный путь формирования качеств, необходимых для продуктивной командной работы – это игровое моделирование ситуаций совместной деятельности, где проявятся такие качества. Средством решения таких задач служат ролевые игры, групповые дискуссии, психогимнастика. Их удельный вес меняется в зависимости от специфики целей группы. Именно эти приемы позволяют реализовать принципы тренинга, в основе которых лежит активный, исследовательский характер поведения участников.

Так, в ходе групповой дискуссии участники обучаются умению управлять групповым процессом обсуждения проблемы, а также выступать в роли рядового участника дискуссии: коммуникатора, генератора идей, эрудита и т.д. В процессе такой активной работы приобретается целый ряд групповых коммуникативных навыков.

В ролевой игре упор уже делается на межличностное взаимодействие. Высокая обучающая ценность ролевой игры признается многими психологами. В игре участники «проигрывают» роли и ситуации, значимые для них в реальной жизни. При этом игровой характер ситуации освобождает игроков от практических последствий их разрешения, что раздвигает границы поиска способов поведения, дает простор для творчества. Следующий за игрой тщательный психологический анализ, осуществляемый группой совместно с тренером, усиливает обучающий эффект. Нормы и правила социального поведения, стиль общения, разнообразные коммуникативные навыки, приобретенные в ролевой игре и скорректированные группой, становятся достоянием личности и с успехом переносятся в реальную жизнь.

Психогимнастика включает разнообразные упражнения, направленные на формирование комфортной групповой атмосферы, изменение состояния участников группы, а также на тренировку различных коммуникативных свойств, в первую очередь на повышение чувствительности в восприятии окружающего мира. Повышение такого рода чувствительности, лежащей в основе способности человека понимать других людей, иногда является основной целью программы.

Содержание коррекционной программы «Командообразование» зависит от уровня сплоченности группы и индивидуальных особенностей ее участников. Наполнение этой части программы зависит от того запроса, который будет сформулирован. Если будет дан запрос на повышение уровня доверия в классе, сплочение коллектива, то задания и упражнения будут одни. Если будет стоять задача развития навыков эффективного общения, то содержание будут несколько другим. Кроме того, наполнение конкретного занятия может быть скорректировано в зависимости от возраста и состава класса.

Записаться на коррекционную программу «Командообразование» можно позвонив по номерам телефонов: 8 (846) 990-36-38; 8 (987) 950-15-87.