Бонна

Я бы в дворники пошел, пусть меня НЕ учат!

12 апреля 2015

- Как Вы пытались решить эту проблему?
- Все перепробовали. И ругались. И уговаривали. Объясняли и
договаривались. Наказывали: лишали компьютера, телевизора, друзей.
Ничего не помогает. Не хочет нормально учиться и все тут.

Заставить ребёнка учиться невозможно. На неделю, месяц, год – да. Но заставить увлечься какой-либо деятельностью нельзя. Конечно, вы можете ограничить доступ к компьютеру и интернету, запретить общаться с друзьями, но маловероятно, что тем самым вы привьете любовь ребенка к урокам. Мотивировать, не синоним вынудить. Мотив – это то, что одновременно побуждает нас к действиям, задаёт их направление и придаёт им смысл. Почему или ради чего человек так поступает? Сам термин «мотивировать» произошел от английского «movere» - «двигать».

Наказания и лишения «сподвигают» ребенка, только вот порой в противоположную сторону: заставляют ребенка придумывать разнообразнейшие способы скрыть свою неуспеваемость.

Между тем, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов.

Ради чего учиться? Что бы знать? Чтобы тебя похвалили родители? Ради хорошей оценки или чувства собственной значимости и успешности? Ради установления уважительных отношений со сверстниками?

Да, в начале своей школьной жизни ребёнок хочет хорошо учиться. Ведущими являются мотивы «доставить радость родителям», «хочу больше знать», «на уроке интересно». Здесь же наблюдается тесная связь между особенностями общения школьника с педагогом и желанием учиться.

Оценка в этом возрасте очень важна, хотя стоит отметить, что связь между оценкой и знаниями улавливается немногими. В большинстве случаев дети говорят, что отметка радует или огорчает учащихся и их родителей. Дети стремятся к хорошей оценке не ради знаний, а ради сохранения и повышения своего престижа и лишнего «поглаживания» со стороны взрослых. При этом младший школьник часто склонен к переоценке своих результатов.

Если ожидаемого вознаграждения или похвалы не следует или предъявляются завышенные требования, мотивация лопается как мыльный пузырь. То же самое происходит, если успех становится чем-то само собой разумеющимся. И в этом случае сформировать у школьника желание учиться будет практически невозможно.

Вспомните с каким интересом и упорством малыш осваивает новую для себя деятельность: строит башню из кубиков, собирает конструктор или лепит свои первые шедевры. Как искренне радуется и гордиться собой, как спешит поделиться своими маленькими достижениями с родителями: «Мама, смотри!». И как на раз пятый – шестой он остается спокойным и невозмутимым даже если эта самая деятельность у него получается хорошо. Механизм этого очевиден: на пятый раз, я уже это могу, мне не нужно ничего преодолевать, мне не к чему стремиться, я делаю это быстро, и результат не приносит мне прежнего удовлетворения.

Сложности возникают и, наоборот, по причине не успешности. Эффект «снежного кома» возникает из-за пропуска какого- либо материала или систематического невыполнения домашних заданий. Когда предмет стал непонятным, он автоматически превратился в предельно скучный.

…И это важно... Интерес у детей в любом деле появляется тогда, когда у них что-то начинает получаться.

Как бы то ни было стоит отметить распространённые ошибки родителей, которые снижают учебную мотивацию ребёнка

1)Ориентация на успехи других детей: «Вот, Танечка, какая молодец, отличница!», «Все смогли выучить стих, а ты нет!» Ничего кроме, злости на эту самую Танечку и на «всех других» и ощущения собственной никчемности это не даст.

2)Строгий контроль выполнения домашнего задания. При этом внутренний контроль не формируется, так как его заменяет интенсивный внешний. Постепенно «передайте» ребёнку ответственность за его учёбу. Когда ребёнок слишком ленив, значит, в его окружении есть постоянный контролер: кто-то перехватил всю ответственность, и сам растущий человек не отвечает ни за что. Проверяйте выполнение домашних заданий, но помогайте исключительно в случае каких-то затруднений.

3)Объяснение неудач ребенка отсутствием способностей и внешними факторами, а не недостатком приложенных усилий. «Да, у него память плохая!», «Весь в меня, я тоже математику не любила!», «Что же Вам учитель на уроке ничего не объясняет!»

4)Отсутствие единого требования к ребенку со стороны родителей (всегда есть лазейка для ребенка что-то сделать не так, как надо, «столкнуть родителей лбами», пожаловаться бабушке и дедушке на родителей, манипулировать)

5)Порицание за неудачу, но абсолютное равнодушие при успехе. Брошенное, между делами, без эмоциональное: «Молодец!», «Опять хуже всех написал контрольную!», «Пишешь «как курица лапой», ничего не разобрать!», «Дома, все выучил, а у доски как «воды в рот набрал!», «Надо больше читать!». И другой вариант, тот, что делает акцент на сильных сторонах: «В этот раз помарок меньше!», «Буква В, тебе особенно удается!», «Здорово, ты прочитал, почти без ошибок!», «О, уже половину стиха запомнил!»

6)Коронное: «Можешь, когда хочешь!» Закономерный вопрос: «А если не хочу?» Закономерный результат: «То не могу?»

7)Завышенные требования без учета объективных возможностей ребенка; усмотрение злого умысла, лени, в то время, как этому могут быть и объективные причины для этих проявлений (соматическое состояние, психологические особенности, особенности умственного развития, болезнь)

8)Отсутствие четкой организации жизни ребенка, несоблюдение режима дня, не привлечение к помощи в быту – дети, которые организованы помимо школы, то есть посещают какие-то интересные для них занятия, как правило, несмотря на нагрузку, более мотивированы на учебу.

Взрослые часто говорят детям о том, что «не будешь учиться – станешь дворником». Такая далекая перспектива никак не влияет на мотивацию к обучению. Ребенка интересует ближайшая перспектива. Трудности в учебе формируют нежелание учиться у тех, кого родители не приучили их преодолевать (два раза не получилось, третий раз не буду и пытаться). Родителям необходимо учить ребенка «не сдаваться», а продолжать стремиться к результату, верить в себя и свои силы и тогда результат не заставит себя ждать. И верить самим в своих детей…

Так же среди факторов отрицательного отношения к учебе у школьников особо стоит отметить следующее:

  • неумение действовать по инструкции взрослого
  • отсутствие способности к поиску разнообразных способов действия
  • отсутствие умения ставить цель и преодолевать трудности
  • интерес в основном к результату решения учебных задач, а не к процессу
  • не умение выстраивать взаимоотношения в коллективе, и как следствие не возможность сосредоточиться на самой деятельности, скажем после ссоры с одноклассниками
  • боязнь выступления, быть осмеянным, получить негативную оценку (стеснительность)
  • не адекватная самооценка (Дети с заниженной самооценкой недооценивают свои возможности и снижают учебную мотивацию, дети с завышенной самооценкой адекватно не видят границы своих способностей, не привыкли видеть и признавать своих ошибок)

Все эти моменты возможно скорректировать еще до поступления в школу. Однако, стоит понимать, что речь идет не «0» классе, то есть не о самой подготовке к школе, на которой учатся писать и считать. Мы говорим об именно психологической готовности к школе, то есть это должны быть группы, на которых психолог учит детей дружить друг с другом, действовать по инструкции, разрешать конфликты, правильно выражать эмоции, принимать себя, оценивать себя положительно, преодолевать страхи. А так же занятия на развитие таких познавательных способностей как мышление, внимание, память (эйдетика).

Если же ваш ребенок уже учится в школе, и учится «из-под палки». Все способы испробованы, все нотации перечитаны, - все силы закончены, а он ничего не хочет, апатичен к происходящему, в том числе и к переживаниям родителей, все-таки стоит обратиться к семейному психологу. Причем желательно прийти на консультацию всей семьей. Часто за нежеланием учится, стоит, гораздо большее, чем отсутствие интереса и мотивации. Не специально, не со злого умысла или мести ради, ребенок или подросток «доводит» родителей «до белого каления». И вопрос, «Почему?» порой оказывается не уместным. Вопрос: «Зачем?» даст гораздо больше ответов, касающихся именно этой семьи как системы, функционирующей по своим законам и правилам. Но в этих тонкостях возможно разобраться только на очной консультации семейного психолога.